04.09 — 13.10.2024

ВЫХОД
ДЕНИС ИЧИТОВКИН


живопись, открытая студия художника
Музей в.в. Набокова (СПБГУ), Большая морская ул. 47

СЛЕД ПРИСУТСВИЯ

ТЕКСТ: КИРИЛЛ ДАЦУК, куратор проекта
Денис Ичитовкин с юности был влюблен в творческий метод Яна Вермейера.
Илюзионистски тонкое письмо, особое внимание к свойствам освещения, богатая, строго выстроенная мизансцена рефлексов. Денис заимствует не только художественные приемы великого голландца, но и технические методы.
Даже деревянная рамочка с креплением для подбородка, что служит для переноса композиции и пропорций на
поверхность будущего холста перекочевала из средневековой мастерской в современный арсенал орудий художника. Денис один из тех редких аутсайдеров, которые обладая мышлением контемпорари художника, располагает глубокой серьезной базой знаний художника-академиста. В своих работах он умело использует традиционные учения о
композиции и колорите, применяя серьезный академический рисунок и бескомпромиссно отвергая использование печати, фотографии, жикле и любых форм упрощения и обезличивания творческого процесса.
Можно уверенно сказать, что перед нами средневековый мастер, телепортированый машиной времени в
высокотехнологическую эпоху. И так же, как средневековому мастеру, Денису интересна повседневная жизнь вещей. Его взгляд привлекают предметы, с отпечатками интенсивного взаимодействия с человеком.
Серия работ “Усталые вещи”, которую Денис продолжает и по сей день, это предметы, которые уже отжили свое, детали интерьеров, что несут на себе след человеческой истории. Впрочем любая работа Дениса, если не
фокусировка на очередной “Усталой” вещи, то композиция из целой комнаты усталых предметов. Тут он по силе
погружения не уступает Илье Кабакову и Михаилу Рогинскому.

Метод факсимильного копирования Александра Крылова, с которым Денис знакомится в возрасте 20 лет при
копировании фресок в Спасо-Преображенском храме в Больших Вяземах, требует максимально точной передачи, не только цвета и фактуры поверхности, но включает и скрупулёзное сохранение всех утрат, оставленых на фресках временем. Утраты стали для Дениса той отправной точкой, с которой начала строится внутренняя философия его творчества. Утраты мира материального, в работах Дениса, это метафоры тех утрат, которые мы все носим в себе.

Проект “Выход” посвящен В. В. Набокову и дому где родился писатель. Даже в эмиграции для Набокова всегда оставался только один дом - дом на Большой морской улице. Писатель хранил его в своем сердце и увековечил в произведении “Другие берега”. Ярче всего в романе описана зеленая гостиная, с которой связаны у Набокова детские воспоминания. Денис переосмысливает судьбу Набокова в символической трактовке трех выходов, как в старинной русской сказке - Налево пойдёшь – себя потеряешь... Эти три выхода - три портала дверей той самой зеленой
гостиной Набоковского дома, перенесенные на холст со всеми следами безжалостного воздействия
течения времени. Со следами некогда установленных здесь советскими функционерами уродующих
перегородок, с проштрабленой штукатуркой для установки сигнализационного оборудования.
Денис с любовью тонкого наблюдателя, практически набоковски - богатым языком погружает нас в атмосферу
зеленой гостиной, еще несущей следы присутствия писателя.

Показать зрителю не только результат -картины и пастели, но и познакомить зрителя с тем, как работали
художники во времена ренессанса, сделать зрителя свидетелем и соучастником процесса, приоткрыть завесу над тайной алхимией возникновения произведения живописи - амбициозная идея этого проекта.
Размещенные на стенах три малых пастели - эскиза и три выполненых по эскизам работы маслом дают зрителю
возможность сравнить, как отличается первоначальный замысел от окончательного произведения, увидеть,
как художник завершает работу, нанося последние валеры тонов. В процессе выставки Денис предполагает создать в дополнение к интерьерам серию фрагментов своей методикой факсимильного копирования. Возможно это будет деталь плафона с ласточкой, или воробьем, детали с расчищенными историями покраски стен, или детали с
утратами.

Идею когда холст экспонируется на той же стене, которую изображает Денис первый раз использовал в проекте “JUMPING TIGER” и “Усталые Вещи” в 2011, потом в 2014 году в арт резиденции в Домбурге, Голландия, а за тем и в рамках Уральского Биеннале в проекте “Ленина 3.15” в Невьянске в 2016 г.
Очевидная отсылка к “Трем стульям” Джозефа Кошута говорит о влиянии на творчество Дениса Ичитовкина идей концептуализма. Однако Денис противопоставляет идее, когда художник может создавать произведение искусства, присылая вместо себя только подробные инструкции, лично не учавствуя в процессе, свое убеждение что только личное присутствие в выбранном пространстве и длительное, внимательное, любовное исследование являются непреложным условием возникновения истинного художественного произведения.

К. Дацук
04.09 — 13.10.2024

ВЫХОД

ДЕНИС ИЧИТОВКИН

живопись, открытая студия художника
Музей в.в. Набокова (СПБГУ), Большая морская ул. 47

СЛЕД ПРИСУТСВИЯ

ТЕКСТ: КИРИЛЛ ДАЦУК, куратор проекта
Денис Ичитовкин с юности был влюблен в творческий метод работы Яна Вермейера: иллюзионистски тонкое письмо, особое внимание к свойствам освещения, богатая, строго выстроенная мизансцена рефлексов. Денис заимствует не только художественные приемы великого голландца, но и его технические методы. Даже деревянная рамочка с креплением для подбородка, что служит для переноса композиции и пропорций на поверхность будущего холста, перекочевала из средневековой мастерской в современный арсенал орудий художника.

Денис — один из тех редких аутсайдеров, которые, обладая мышлением контемпорари-художника, располагают глубокой, серьезной базой знаний художника-академиста. В своих работах он умело использует традиционные учения о композиции и колорите, применяя строгий академический рисунок и бескомпромиссно отвергая использование печати, фотографии, жикле и любых форм упрощения и обезличивания творческого процесса. Можно уверенно сказать, что перед нами мастер Средневековья, телепортированый машиной времени в высокотехнологическую эпоху.И так же, как средневековому мастеру, Денису интересна повседневная жизнь вещей. Его взгляд привлекают предметы, с отпечатками интенсивного взаимодействия с человеком. Серия работ «Усталые вещи», которую Денис продолжает и по сей день, — это предметы, которые уже отжили свое, детали интерьеров, что несут на себе след человеческой истории. Впрочем, любая работа Дениса, если не фокусировка на очередной «усталой» вещи, то композиция из целой комнаты усталых предметов. Здесь по силе погружения он не уступает Илье Кабакову и Михаилу Рогинскому.

Метод факсимильного копирования Александра Крылова, с которым Денис знакомится в возрасте 20 лет при копировании фресок в Спасо-Преображенской церкви в Больших Вяземах, требует не только максимально точной передачи цвета и фактуры поверхности, но и скрупулезного сохранения всех утрат, оставленных на фресках временем. Они и стали для Дениса той отправной точкой, с которой начала строиться внутренняя философия его творчества. Утраты мира материального в работах Дениса — это метафоры тех утрат, которые мы все носим в себе.

Проект «Выход» посвящен В. В. Набокову и дому, где родился писатель. Даже в эмиграции для Набокова всегда оставался только один дом — на Большой Морской улице. Писатель хранил его в сердце и увековечил в произведении «Другие берега». Ярче всего в романе описана зеленая гостиная, с которой у Набокова связаны детские воспоминания. Денис переосмысливает судьбу Набокова в символической трактовке трех выходов, как в старинной русской сказке: налево пойдешь — себя потеряешь... Эти три выхода — три портала дверей той самой зеленой гостиной набоковского дома, перенесенные на холст со всеми следами безжалостного течения времени. Со следами некогда установленных здесь советскими функционерами уродующих перегородок, проштрабленной штукатуркой для установки сигнализационного оборудования... Денис с любовью тонкого наблюдателя, практически набоковски, богатым языком погружает нас в атмосферу зеленой гостиной, еще несущей следы присутствия писателя.

Для проекта «Аня в Стране чудес» (большая групповая выставка в музее Набокова) Денис выбрал мотив двери в зеленой гостиной, описанной Набоковым в романе «Другие берега». Образ маленькой двери за занавеской, двери, ключик от которой остался на столике в недосягаемости. Вот она, эта дверь, за которой приключение продолжается.

ДЕНИС ИЧИТОВКИН

1977 (Пермь, Россия)

В 1994 году окончил Пермскую художественную школу.

1995−2001 — Санкт-Петербургском Государственном Академическом Институте Живописи, Скульптуры и Архитектуры им. И. Е. Репина (Академия Художеств), факультет живописи; специализация — художник-монументалист, Мастерская профессора А. А. Мыльникова.

2001 — 2003 Аспирантура при Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академия Художеств).

Живет и работает в Санкт-Петербурге.
О ХУДОЖНИКЕ /
В качестве сюжетов для своих работ Денис Ичитовкин выбирает неприметные интерьеры самых простых городских квартир: коммунальные кухни, коридоры, ванные комнаты, изображает с фотографической точностью друзей возле закипающего чайника, мать за швейной машинкой, спящих в креслах гостей.

Стилистически, манера художника тяготеет к голландскому живописному искусству с его поэтизацией современной автору жизни «среднего человека», вниманием и даже страстью к предметному миру, вплоть до мельчайших подробностей. Концептуально же, можно отметить, что в его работах важно не присутствие людей, а отсутствие. Пустота и возвышенность создают завораживающий эффект. Атмосфера в пространстве работ ощущается как эхо резонирующей тишины работ Яна Вермеера Дельфтского.


«Денис Ичитовкин создал свою изобразительную эстетику, основанную на золотом веке голландской живописи Яна Вермеера (1632‒1675) и ушедшей эпохи советского союза, но сохранившейся в бытовой культуре. Молодой автор исследует ежедневное пространство обитания человека в проекте «Еще один день». Картины Дениса окутывают ностальгией советского прошлого и в тоже время воссоздают композиционную культуру шедевров Вермеера «Кружевница» (1669), «Девушка у открытого окна» (1657), «Женщина, держащая весы» (1662), «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» (1670). Мотивы сюжетов художников разных эпох удивительно схожи. Произведения «Тихое счастье», «Девушка у окна» датского художника Карла Холсё (1863‒1935) также посвящены бытовой среде в картине. Единый мотив изображения объединяет этих трех художников. В тоже время для Ичитовкина важно изобразить коммунальную квартиру, в которой он вырос, показать привычную жизнь «советских» людей. В XXI в. этот сюжет оказался очень актуальным для постсоветского пространства...»

«ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО И ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА»

Вестник МГХПА имени С.Г. Строганова

CV /
2023 — «To Be A Plant», Nikolay Evdokimov Gallery, Санкт-Петербург
2022 — «Не беспокоить», групповая выставка, Nikolay Evdokimov Gallery совместно с Aight_Art и архитектурным журналом Локус, Nikolay Evdokimov Gallery, Санкт-Петербург
2022 — «Новая красивая выставка», Выставочный зал Медиацентра, парк «Зарядье», Москва
2019 — «Оnline/offline», ДК Громов, Санкт-Петербург
2018 — «Трагедия в углу», Музей Москвы, Москва
2018 — «Самый человечный человек. Образ В. И. Ленина», Музей истории Санкт-Петербурга, Особняк Румянцева, Санкт-Петербург
2017— «Актуальная Россия. Среда обитания», Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
2017 — «Возвращение домой», Институт русского реалистического искусства, Москва
2016 — Групповая выставка в школе современного искусства «Masters», Санкт-Петербург
2015 — «Россия. Реализм. XХI век» Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
2015 — «Ленина 3/15», в рамках параллельной программы 3-й Уральской биеннале современного искусства, Невьянск
2015 — «Большой Урал», Ural Vision Gallery, в рамках параллельной программы 3-й Уральской биеннале современного искусства, Екатеринбург
2014 — «Другая столица», Музей Москвы, Москва (каталог)
2014 — «Тени забытых вещей» галерея World Art Delft, Делфт, Нидерланды
2012 — «Искусство 95», галерея Модернариат, Санкт-Петербург
2012 — «Звериный стиль», ГЦСИ, Екатеринбуг
2012 — «Усталые вещи» совместно с Егором Ичитовкиным, Шорт-лист премии Курехина, Санкт-Петербург
2012 — «Прототипы» галерея Модернариат, Санкт-Петербург
2012 — «Конверсия» куратор Александр Теребенин, Лофт «Четверть», Санкт-Петербург
2011 — «Врата и двери» Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
2011 — «Jumping Tiger», «Усталые вещи», совместно с Егором Ичитовкиным, в рамках акции «Обнуление», галерея Модернариат, Санкт-Петербург
2011 — «Ночь актуального искусства», Санкт-Петербург
2010 — «Новояз. Петербургская версия», лауреат конкурса (2-е место), Молодежный образовательный центр Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург
2009 — Фестиваль художников, Черногория.
2009 — «Молодежная субкультура. Маргинальное и актуальное», Новый выставочный зал государственного музея городской скульптуры, Санкт-Петербург
2009 — «Бытие и со-бытие», персональная выставка в рамках фестиваля «Живая Пермь», галерея Green Art, Пермь
2008 — «The Kitch Biennale», Pasinger Fabrik, Мюнхен, Германия
2007 — Международный фестиваль художников «Schildersweek», Домбург, Нидерланды.
2006-2007 — Выставка произведений русских художников, галерея World Art Delft, Дельфт, Нидерланды
2002 — Выставка молодых художников, Санкт- Петербург.
2001 — «Молодость России» Всероссийская выставка Союза художников, ЦДХ Москва.
1999-2002 — Регулярные выставки в Ленинградском отделении Союза Художников.

ЯРМАРКИ

2023 — Port Art Fair, стенд Nikolay Evdokimov Gallery, СевкабельПорт, Санкт-Петербург

Работы находятся в коллекциях: «РОСИЗО» (Москва), музей «Эрарта» (Санкт-Петербург), коллекция фонда «СФЕРА» ( бывший Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина), в частных и корпоративных коллекциях России, Франции, США, Голландии, Великобритании.
ДРУГИЕ РАБОТЫ